Технологии дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR) продолжают трансформировать цифровую экономику, объединяясь с блокчейном. Метавселенные, игровые проекты и Web3-платформы создают новые возможности для владения виртуальными активами, монетизации контента и взаимодействия в онлайн-пространстве.
2024 год стал важным этапом для этого направления: увеличились инвестиции в GameFi, развивалась инфраструктура метавселенных, запускались высокопроизводительные блокчейны для AR/VR, а также появлялись амбициозные проекты на стыке виртуальной реальности и Web3.
Многие студии пересмотрели свои бизнес-модели, чтобы привлечь игроков. Например, Illuvium предложила новую систему распределения доходов, где внутриигровая выручка направляется на выкуп токенов ILV с рынка, которые затем распределяются среди стейкеров.
Artefact представляет собой виртуальную среду, доступную без VR-гарнитуры, что делает её более привлекательной для широкой аудитории.
Лидером среди AR-токенов является MOC от Mossland (36,2млн),асредиVR−токенов—PAALAI(36,2млн),асредиVR−токенов—PAALAI(139,2 млн), который используется для интеграции ИИ в блокчейн-экосистемы.
Согласно прогнозам Statista, рынок VR вырастет с 16млрдв2024годудо16млрдв2024годудо18 млрд к концу 2025 года, в основном за счёт игр, обучения и корпоративных решений.

2024 год стал важным этапом для этого направления: увеличились инвестиции в GameFi, развивалась инфраструктура метавселенных, запускались высокопроизводительные блокчейны для AR/VR, а также появлялись амбициозные проекты на стыке виртуальной реальности и Web3.
GameFi снова в тренде
После спада в 2023 году инвестиции в GameFi начали расти в 2024 году. Значительную поддержку сектору оказал фонд Andreessen Horowitz (a16z), который в апреле объявил о вложении 30млнвигровыестартапы,ориентированныенаискусственныйинтеллект,AR/VRиWeb3.ВрамкахпрограммыSPEEDRUNкаждыйучастникполучилдо30млнвигровыестартапы,ориентированныенаискусственныйинтеллект,AR/VRиWeb3.ВрамкахпрограммыSPEEDRUNкаждыйучастникполучилдо750 000 финансирования.Многие студии пересмотрели свои бизнес-модели, чтобы привлечь игроков. Например, Illuvium предложила новую систему распределения доходов, где внутриигровая выручка направляется на выкуп токенов ILV с рынка, которые затем распределяются среди стейкеров.
Метавселенная от создателя термина
Понятие «метавселенная» впервые было описано Нилом Стивенсоном в романе «Лавина». В августе 2024 года он совместно с Wētā Workshop (известной по «Властелину колец») запустил проект Artefact. Этот блокчейн-протокол позволяет создателям и фанатам совместно развивать миры и лор из произведений Стивенсона.Artefact представляет собой виртуальную среду, доступную без VR-гарнитуры, что делает её более привлекательной для широкой аудитории.
Блокчейн Somnia
В октябре 2024 года компания Improbable запустила devnet-фазу блокчейна Somnia, способного обрабатывать более 400 000 транзакций в секунду. Этот блокчейн совместим с Ethereum Virtual Machine, что упрощает перенос существующих dapps на новую платформу.Рынок AR/VR-токенов
Рынок токенов, связанных с AR/VR, пока не демонстрирует значительной динамики. Согласно данным CoinGecko, совокупная капитализация топ-токенов AR составляет 55,4млн,аVR—55,4млн,аVR—150,7 млн.Лидером среди AR-токенов является MOC от Mossland (36,2млн),асредиVR−токенов—PAALAI(36,2млн),асредиVR−токенов—PAALAI(139,2 млн), который используется для интеграции ИИ в блокчейн-экосистемы.
Блокчейн как основа для AR/VR
Блокчейн становится ключевым элементом для развития AR и VR, обеспечивая прозрачность владения активами, безопасность транзакций и децентрализацию. NFT позволяют пользователям подтверждать права на виртуальные объекты, а децентрализованные платформы дают создателям возможность монетизировать контент без посредников.Согласно прогнозам Statista, рынок VR вырастет с 16млрдв2024годудо16млрдв2024годудо18 млрд к концу 2025 года, в основном за счёт игр, обучения и корпоративных решений.